Непал

В Непал мы въехали через Сунаули. Как только вышли из кушинагарского автобуса, нас сразу окружила толпа рикш, наперебой предлагавших свои услуги, — совершенно невозможно было спокойно сориентироваться, куда идти. В итоге мы взяли велорикшу за 11 центов довезти нас до индийского КПП. Хотя там совсем недалеко, можно было сориентироваться по очереди из грузовиков, которые стоят в ожидании пересечения границы. Так что можно дойти пешком, и это будет даже быстрее, чем на велорикше. Заполнили листки убытия из Индии, прошли до непальского КПП — тоже совсем близко, оформили визу — однократную за 30 долларов.

Готовясь к поездке, мы планировали, что будем брать сразу двукратную непальскую визу за 55 долларов, но на стенде было написано лишь “однократная виза на 60 дней — 30 долларов, мультивиза на 60 дней — 80 долларов”.

В общем, взяли визу на два месяца, хотя пробыли в Непале до отъезда в Тибет всего три дня.

Первые впечатления, как только перешли границу: в Непале ощутимо чище, аккуратнее, зелень зеленее и совсем другие, благоуханные запахи. Здесь же, в Сунаули, обменяли деньги — по 72,28 непальских рупий за доллар.

Из Сунаули можно сразу уехать на автобусе до Катманду, но мы решили съездить сначала в Лумбини — место, где родился Будда. Автобусы в Лумбини ходят из Бхайравы, это в 4 км от Сунаули, мы проехали их на велорикше за 16 центов. Автобус Бхайрава–Лумбини: 28 центов, ехать 22 км.

В Лумбини разбит целый садово-парковый комплекс, вход бесплатный, но за фотографирование берут доллар. Там, как и в Кушинагаре, построены буддистские храмы разных стран, но мы сразу направились к тому самому пруду и дереву, которые фигурируют в истории рождения Сиддхартхи Гаутамы. Спокойное, тихое, умиротворенное место, где хочется задержаться.

В стволе дерева устроено небольшое святилище, вокруг много разноцветных молитвенных флажков развешано, пруд облагорожен каменными ступенчатыми берегами, в нем плавают рыбины. Здесь же — колонна императора Ашоки, 3-й век до н.э., бывшего почитателем Будды, просто руины разных ступ и здание, внутри которого — остатки древнего дворца, в которых под стеклом есть “меченый” камень с отпечатком ноги.

На подходе к этому садово-парковому комплексу есть ряды лавочек, где довольно недорого можно купить сувениры из сандала. Там же можно оставить рюкзаки.

Из Лумбини уехали обратно в Бхайраву на проходящем автобусе.

В Катманду можно уехать как из Бхайравы, так и из Сунаули, но лучше — из Сунаули. Потому что из Сунаули автобусы ходят чаще, и хотя и проходят потом через ту же Бхайраву, но в ней в кассе автостанции заранее продают билеты только на “бхайравские” автобусы.

Билет на автобус Сунаули–Катманду стоит $3,30, ехали 12 часов — всю ночь. Может быть, днем было бы быстрее. В процессе езды время от времени на блокпостах местное население из автобуса выходило, а мы — нет, заходили вооруженные военные с досмотром.

Уже на подъезде к Катманду в автобус засел агент гостиницы “Тибет рестхаус” обкуренного вида, и начал нас “окучивать”: какая у них хорошая гостиница, номера с ванными, горячая вода и прочее. Двухместные номера — по восемь долларов. У нас были свои планы по поводу гостиницы, но у этого агента свои были планы по поводу нас, а мы были уставшие и полусонные. В итоге мы сбили эти восемь долларов до четырех, агент заплатил половину стоимости такси от автостанции до гостиницы — таксист запросил $1,38 за машину. Гостиница нам не понравилась, и спустя несколько часов мы съехали оттуда, заплатив за полдня.

Жили мы потом в гостинице “Пацифист” на Тамел Чоук. Приятная гостиница. Двух- и трехместные номера с горячим душем — 3–3,50 долларов, трехместный с душем в коридоре — $2,40. Взимание налога обговаривалось при поселении.

По пути из Индии в Тибет мы прожили в Катманду всего два дня, потому что еще дома, перед поездкой, развели переписку чуть ли не с десятком катмандинских турфирм, выбрали из них одну, перед отъездом по электронной почте послали им копии паспортов. Прибыв в Катманду, первым делом обратились в “нашу” турфирму, отдали деньги и оригиналы паспортов. И уже через день нам предстоял отъезд в Тибет.

Катманду, особенно в центре, — уютный город с узкими улицами, потемневшие от времени дома лепятся друг к другу, на каждом шагу — пагоды, ступы, маленькие индуистские святилища, все в движении — рикши, такси, пешеходы, мотоциклисты, велосипедисты, обилие лавок — сплошные искушения.

Осмотренные места: площадь Дурбар в Катманду и одноименная в Бхактапуре, Сваямбхунатх, Бодднатх, Будханилканта.

Когда-то в долине Катманду было три независимых города-государства — Катманду, Патан и Бхактапур, — и в центре каждого из них была центральная площадь, королевский дворец и множество храмов-пагод. Потом один из правителей династии Малла объединил разрозненные княжества, а в каждом из этих городов так и осталось по площади Дурбар — “королевской”. Король сейчас живет в другой резиденции, а на Дурбар в Катманду пускают туристов за деньги — $2,75, билет действителен весь день. Бесплатно пройти не удалось: будку с северной стороны площади обойти невозможно, а будку с восточной стороны охраняли и сзади, фокус же с якобы проживанием в гостинице на улице Фрик не прошел.

Площадь насыщена старинными храмами и дворцами — посмотреть действительно интересно, особенно когда разберешься, чем они примечательны. Я зачарованно постояла у Кумари Бахал — дворца живой богини Кумари, считающейся воплощением богини Таледжу, покровительницы Непала. В детстве у меня была книжка Еремея Парнова “Боги Лотоса”, о его путешествии в семидесятые годы по Индии и Непалу, оттуда-то я и узнала когда-то давно про Кумари — мое детское воображение поражала тогда эта история про девочку-богиню не-помню-какой страны. А тут, попав на Дурбар, я с преогромным удивлением обнаруживаю по схеме в буклетике, который прилагается к билету, что стою возле ее дворца. Поразительно…

Бхактапур расположен километрах в четырнадцати к востоку от Катманду, славится средневековой архитектурой, гончарными и ткацкими ремеслами. Его главная площадь, тоже Дурбар, наполнена многочисленными памятниками: статуя короля из династии Малла на высокой колонне, дворец пятидесяти пяти окон с Золотыми воротами, копия Пашупатинатха и так далее. Вход на площадь стоит 10 долларов или 750 непальских рупий. Городок достоин спокойного, неторопливого гуляния по улочкам и площадям, у нас же был всего час на осмотр, в течение которого поначалу приходилось отбиваться от гидов, а потом хлынул ливень.

Сваямбхунатх находится на холме на западной окраине Катманду, это одна из самых известных в мире буддистских культовых построек, созданная около двух тысяч лет назад. Состоит из кирпично-глиняной полусферы, поддерживающей высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. На четырех сторонах основания купола — всевидящие глаза первоначального Будды. К ступе, на вершину холма, ведет длинная лестница, на которой много различных изваяний, на обочинах — камни с высеченными надписями и отпечатками. Эта ступа еще называется “обезьяньей” — там довольно много обезьянок разгуливает. Сверху открывается вид на долину Катманду.

Бодднатх — самая большая из ступ, расположенных в Непале, и одна из самых больших в мире. Те же всевидящие глаза. Впечатляет. Находится в восточной части города. Вход — $1,38. Когда мы там были, стояла ясная солнечная погода, из динамиков звучала мантра “ом мани падме хум”, все украшено разноцветными флажками, развевающимися на ветру, — очень радостно-праздничная атмосфера.

В Тибете знакомые бэкпэкеры сказали, что можно получить непальскую визу бесплатно, если Непал пересекается за три дня. Так мы и сделали на обратном пути: прилетев из Лхасы, получили в аэропорту Катманду бесплатную визу.

Оказавшись снова в Катманду, из великого множества прочих древних памятников мы решили съездить еще к Будханилакантхе — большой каменной статуе Вишну, лежащего на ложе из змей посреди пруда. Потому что меня осенило, что об этой статуе тоже рассказывалось в книжке Парнова: “Будханилакантха являет собой миросоздателя Вишну, покоящегося в кольцах Змея Вечности Ананты, или Шеши, посреди океанских вод. Отсюда бассейн и непременный вишнуистский атрибут — раковина, которую пятиметровый исполин держит в левой руке”. Интересно, что статуя изображает Нараяну — инкарнацию Вишну, и видеть ее божественный лик запрещается лишь одному человеку на земле — непальскому королю, потому что он тоже считается инкарнацией этого бога.

Это индуистская святыня — неиндуистов не пускают, — и мы смотрели на нее и фотографировали через решетку, которой обнесен пруд. Обходить ее полагается по часовой стрелке. Вход бесплатен. Находится в восьми километрах к северу от Катманду.

Собираясь возвращаться в Индию, мы искали, у кого бы купить билеты на автобус до Какарбитты. В первом попавшемся турбюро нам назвали цену — девять долларов за билет. Но тут произошла примечательная встреча: мы случайно познакомились с турагентом из числа тех, с кем переписывались. Оказалось, что его офис находится возле давно облюбованного нами тибетского ресторанчика. Он заприметил нашу русскую речь и подошел знакомиться.

Знает с десяток русских слов, показывал русские визитки. Когда же он протянул свою визитку, я была немало удивлена: ба! знакомое имя! Когда мы поняли, что он — тот самый Сан Бахадур Гурунг, и объяснили ему, что мы — те самые Галя и Наташа, было взаимное ликование от случайной встречи с перемещением в его офис и распитием чая-кофе. Его-то мы и озаботили нашими билетами до границы. Он назвал цену в $6,87.

Рейсы в Какарбитту были в 4:30 и 15:30. Мы выбрали рейс на 15:30, но слегка беспокоило то, что можем не уложиться в срок действия нашей бесплатной визы. Но Гурунг уверил, что опоздаем мы совсем немного — автобус идет девять часов, и так как у нас будут автобусные билеты на руках, то проблем на границе не будет.

В оставшиеся два дня любое наше появление вблизи его офиса сопровождалось приглашением на кофе и долгими рассказами о предлагаемых его агентством маршрутах, о клиентах, и вообще о его нелегкой жизни, когда работа с утра до вечера, и никакой личной жизни.

Гурунг самолично сопроводил нас на маршрутке на автовокзал, развлекал беседами полтора часа, периодически куда-то бегал узнавать по поводу запропастившегося автобуса, потом усадил в найденный автобус и помахал рукой на прощание.

Автобус отправился с часовым опозданием и ехал не девять часов, а сутки! Поздно вечером остановились у очередной придорожной харчевни и стояли до раннего утра.

Долго ехали однообразными равнинами, пересекали полувысохшие реки — большое, однако, это королевство. Было сумрачно, пасмурно, шли дожди, мы слегка беспокоились по поводу просроченной визы, а зря — все обошлось, на непальской границе никто даже слова нам не сказал.

дальше: Непальские фотки (265 КБ)